Информатика (ИКТ)
Пояснительная записка
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и
средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией
курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных
связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне
инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как
основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий –
одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование
средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности,
находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми
для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода
существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования
образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть
современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к
освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость
подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития
разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной
учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8 класса основной школы акцент
сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании
информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации
общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения
ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и
обобщение этого опыта.
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от
09.03.2004 года
·
примерной программы (основного) общего образования по информатике и
информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в
образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)
·
«Временных требований к минимуму содержания основного общего образования»
(приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236)
·
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования,
·
Авторской программы Босовой Л.Л. для основной школы:
«Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для основной
школы: 8–9 классы.», которая является ключевым компонентом
учебно-методического комплекта по информатике для основной школы
(авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория
знаний»).
·
СанПИН.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
Авторская программа предусматривает изучение предмета в объеме (8
класс – 35 часов в год). В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
При составлении программы выдержан авторский подход в части
структурирования учебного материала, определения последовательности его
изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности,
развития, воспитания и социализации учащихся.
При составлении тематического планирования было уменьшено количество часов
на 1 ч. при изучении темы «Математические основы информатики» и увеличено на 1
при изучении темы «Основы алгоритмизации»:
Организация учебно-воспитательного процесса в современной
информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования
информационной культуры современного школьника, достижения им ряда
образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования
информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же
технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что
важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном
информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного
процесса, повышения его эффективности и результативности.